Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года, принятая Правительством, направлена на эффективное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Действующим законодательством Российской Федерации осуществление лесного контроля возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные полномочием по осуществлению лесного контроля в отношении лесов на землях лесного фонда, одновременно осуществляют полномочия по введению этих лесов в хозяйственный оборот, (предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений), что является совмещением контрольных (надзорных) функций и функций хозяйствующего субъекта.
Учитывая, что леса, расположенные на землях лесного фонда, принадлежат на праве собственности Российской Федерации, указанное совмещение функций несет повышенные риски причинения вреда правам и законным интересам Российской Федерации в части эффективности введения лесов в хозяйственный оборот и контроля лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность в отношении таких лесов. В последнее время наиболее часто Рослесхозом выявляются нарушения, которые ранее субъектами Российской Федерации не фиксировались: неэффективное предоставления лесных участков в пользование; отсутствие контроля выполнения арендаторами работ по лесовосстановлению, охрана лесов от пожаров; несоблюдения правил заготовки древесины; отсутствием перспективного планирования мероприятий по воспроизводству лесов на территории страны; недостаточностью финансового обеспечения мероприятий по воспроизводству лесов; отсутствием действенного контроля государства за результатами мероприятий по воспроизводству лесов.
В связи со сложившейся ситуацией, проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования регулирования осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны», целью которого является отнесения к компетенции федерального органа исполнительной власти, функций по контролю и надзору в области лесных отношений, при сохранении на региональном уровне полномочия по осуществлению на землях лесного фонда лесной охраны представители компаний, работающих в лесопромышленной отрасли оценивают его как одну ключевых реформ в лесопромышленной области на пути к положительным изменениям.
«Это может оказаться весьма эффективным решением и позволит избежать конфликта интересов, когда местные работники сами проводят и контролируют лесохозяйственные мероприятия, предоставление лесных участков в пользование»- отмечает Иван Мелехов, совладелец крупнейшего производителя напольных покрытий компании FiNEX.
Передача функций контроля и надзора за пользованием лесных участков позволит повысить эффективность осуществление контрольных (надзорных) полномочий на федеральном уровне за счет современных дистанционных методов выявления нарушений и применения новых алгоритмов взаимодействия при выявлении нарушений, в том числе с привлечением подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти государственных учреждений (Рослесозащита, Рослесинфорг).
«Мы, как компания полного цикла, от процесса лесозаготовки до производства готовой продукции, хотели бы обратить предложить к включению в текст законопроекта на 2 важные вещи. Первая, касается исполнения действующих договоров аренды. Если арендатор в течение трех лет подряд выполняет мероприятия по сохранению лесов: посадка леса, уход за ним, противопожарное обустройство лесов в объеме менее 50% от предусмотренного проектом освоения лесов – с ним должен быть расторгнут договор аренды, а участок должен быть повторно выставлен на аукцион уже добросовестному арендатору, имеющему в своей собственности и лесохозяйственную и лесопожарную технику.
Второй момент касается повышения эффективности использования переданных лесных ресурсов и стимулирования объемов глубокой переработки древесины. Например, с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, вправе обратиться только то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которое владеет на праве собственности объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из древесины с высокой долей добавленной стоимости. Это позволит исключить так называемых «черных риелторов» и компаний-перекупщиков» – дополнительно отметил Иван Мелехов.