Севастопольские учёные Института биологии южных морей (ИнБЮМ) РАН провели в Армянске отбор проб днепровской воды из Северо-Крымского канала. В экспедиции приняли участие специалисты отдела радиационной и химической биологии и лаборатории экстремальных экосистем.
«Воды много. По центру канала – четыре метра (глубина). Но до того уровня, который был раньше, максимального, примерно около метра не дотягивает. Это хорошо видно по старым следам, до которых вода поднималась», – сообщил «Новому Севастополю» ведущий научный сотрудник лаборатории экстремальных экосистем института Николай Шадрин.
Цель экспедиции и проведения исследований проб воды – определить современное экологическое состояние водной экосистемы Северо-Крымского канала в отношении радиационного и химического загрязнения, микробиологической составляющей, изучение планктона на возможность заноса вселенцев для оценки возможности безопасного использования днепровской воды в хозяйственной деятельности Крыма.
Шадрин отметил цветение воды – она зелёного цвета. Он вспоминает, что в августе 2013 года в канале можно было наблюдать активное развитие цианобактерий, многие виды которых выделяют токсины, опасные для людей и животных. Это свидетельствовало о сильном загрязнении воды, большой концентрации биогенов. Учёные говорили о том, что днепровская вода «собирает в себя абсолютно всю грязь с Украины – и индустриальную, и сельскохозяйственную». Севастопольцы планировали подробно изучить этот вопрос в 2014 году, но у них не было такой возможности.
Цианобактерии обычно начинают цвести в июне. Поэтому зелёный цвет воды в марте с высокой степенью вероятности говорит о необходимости её очистки перед использованием или введения ограничений на него – как для питья, так и в сельскохозяйственных целях, сообщает онлайн-газета “Новый Севастополь”.
«(Сейчас) температура (воды) очень низкая, а вода уже ярко-зелёная. Это говорит о том, что (в ней) много биогенов и каких-то или микроводорослей, или цианобактерий», – подчеркнул Шадрин.
Он отметил, что на подробное изучение состава воды и получение результатов анализов севастопольским учёным потребуется несколько месяцев.