Уровень радиоактивного загрязнения в воде Севастопольской бухты снизился, а вот ртуть и пестициды сохраняют занятые позиции. Нельзя сбрасывать со счетов и залежи метана: на сегодняшний день Чёрное море — крупнейший водоём, в котором содержится такое «богатство». Об этом и многом другом ForPost рассказала ведущий научный сотрудник отдела радиационной и химической биологии Института биологии южных морей РАН Людмила Малахова.
В конце октября на мероприятии, приуроченном к Международному дню Чёрного моря, Севастопольская и Балаклавская бухты были названы зонами, в донных отложениях которых загрязнение достигло критических показателей. При этом, радионуклиды и ртуть сдают свои позиции в Чёрном море. Действительно ли это так?
В разговоре с ForPost Людмила Васильевна подтвердила: Севастопольская и Балаклавская бухты действительно являются критическими районами, поскольку химическое загрязнение в важнейшем компоненте их экосистемы — донных отложениях — в настоящее время неустранимо. Они не одиноки: к числу таких зон относится и район устья Дуная, и Днепро-Бугский лиман. Но нас по понятным причинам интересуют в первую очередь прибрежные воды Севастополя.
Содержание радионуклидов в воде Севастопольской и Балаклавской бухт, подтверждает Людмила Малахова, в последние годы действительно снизилось и сейчас вернулось на «дочернобыльский уровень». А вот с ртутью таких позитивных перемен не происходит.
«Ртуть — загрязнитель № 1 среди тяжёлых металлов, очень токсичное вещество, и в донные отложения Севастопольской бухты оно поступало в больших количествах», — говорит ведущий сотрудник ИнБЮМа.
Одной из причин накопления ртути учёные считают применение в прежние годы ртутьорганических пестицидов. В годы расцвета сельского хозяйства они использовались, в частности, для обработки полей от рисовой моли.
«В 60–70-е годы такие пестициды использовались на полях так же широко, как и ДДТ. И вполне возможно, что склады с ними где-то в Крыму сохраняются до сих пор, ведь высокие концентрации ртути в прибрежных районах обнаруживаются и сегодня», — подчёркивает Людмила Малахова.
Опасность ртути для живых организмов и в том, что в них она накапливается и переходит в новое, ещё более опасное состояние — метилртуть.
«Это органическое соединение ртути — очень серьёзный токсикант, который при накоплении больших количеств может вызвать болезнь Минамата. Впервые это заболевание было обнаружено в 1970-х годах в японском городе с тем же названием после того, как в море было выброшено большое количество ртути. Тогда пострадало очень большое количество людей, — рассказывает Людмила Малахова. — Ртуть накопилась в рыбе залива и преобразовалась в метилртуть, которой и отравились люди, потреблявшие загрязнённую рыбу в пищу.
Но это не значит, что нельзя есть черноморскую рыбу. Метилртуть накапливается в основном в жирных органах: в печени, кишечнике. А мы ведь не едим рыбу вместе с внутренностями. Больше загрязнителей накапливают виды долгоживущих рыб (камбала, калкан). Важно отметить и то, что предельные уровни загрязнения в рыбах Чёрного моря ртутью в последние годы превышены не были».
МЕТАН, СЕРОВОДОРОД И… ВАЛИДОЛ
Отдел радиационной и химической биологии занимается так называемыми консервативными загрязнителями, долго сохраняющими свои свойства в неизменном виде: тяжёлыми металлами, радионуклидами, хлорорганическими соединениями. Но попадают в поле зрения его сотрудников и другие загрязнители — пластификаторы, содержащиеся в пластиковых изделиях, вещества, попадающие в море вместе с кремами от и для загара, и многое другое. Особенно широкие возможности открылись перед учёными с появлением центра коллективного пользования «Спектометрия и хроматография» ИнБЮМ.
И всё-таки сейчас, утверждают учёные, экосистема Чёрного моря находится в состоянии хрупкого равновесия. А вот что может его нарушить и произойдёт ли это, вопрос очень непростой.
Нарушить сложившееся в природе равновесие, подчёркивает Людмила Малахова, не так-то просто: даже после шторма 2007 года и затопления в Керченском проливе большого количества мазута, море очистилось достаточно быстро. И всё-таки непрекращающееся антропогенное воздействие и уже начавшиеся климатические изменения могут привести к крайне нежелательным последствиям. В их числе, как выяснилось, и «сюрприз», который может преподнести людям хранящийся в Чёрном море метан.
О залежах на глубине сероводорода известно давно, а вот присутствие метана было установлено только в конце 80-х.
«Выделяющиеся со дна пузырьки газа знакомы многим, но раньше считалось, что это выделяется кислород или углекислый газ. Академик РАН Виктор Николаевич Егоров, увидев на экране эхолота сигнал, похожий на струю газа, в этом усомнился. Было установлено, что постоянные или периодические струйные газовыделения из дна — это метановые выходы. И сейчас наш отдел активно занимается этой темой. Метан — это парниковый газ, к тому же в 20 раз более теплоёмкий, чем углекислый. Поэтому общий парниковый эффект из-за него увеличивается существенно. К тому же метан в больших количествах находится в Чёрном море ещё и в виде газогидратов. Климатические изменения могут привести к его переходу в газообразное состояние, а это породит очень серьёзные последствия», — рассказывает Людмила Малахова.
И напоследок ещё об одном неожиданном источнике загрязнения моря — лекарствах, которые человечество пьёт в умопомрачительных количествах. Далеко не все они полностью метаболизируются в организме человека. И как повлияет на экосистему накопление этих веществ, пока никто сказать не может.
Так что будьте здоровы. Это нужно не только вам, но и всей нашей планете.
Ольга Смирнова, https://sevastopol.su/news/rtut-pesticidy-i-radionuklidy-chem-bogaty-pribrezhnye-vody-sevastopolya